"Сидение"
К концу VII века город Азов стал узловой точкой, где пересеклись интересы Российской и Османской империй. Мощная турецкая крепость мешала донским казакам, осваивавшим низовья Дона и закрывала им выход в Азовское и Черное море. Чтобы грабить греческие поселения северного причерноморья казаки были вынуждены обходить Азов стороной, а турки старались не замечать казачьи набеги, опасаясь вступать в прямой конфликт с Московским царством. Неустойчивое равновесие существовало до 1638 года, когда воспользовавшись временной слабостью турецкого гарнизона, Азов был взят отрядами казачьего атамана Михаила Ивановича Татаринова.
Летом 1641 года завершив войну с Персией, к стенам Азова турецкий султан привел огромную армию в 140-200 тысяч против осажденных казаков в количестве 5 тысяч человек. Началась героическое осадное сидение. После 93 дней жесточайшей осады турки отступили, а казаки были вынуждены оставить разрушенный город и вернуться в Черкасский городок. В качестве символических трофеев казаки привезли из Азова городские ворота и коромысло городских весов, а казачье донское войско отныне стало именоваться "Всевеликим".
Эти героические события вошли в историю России как " Азовское осадное сидение донских казаков ". В 2013 году была создана постоянная экспозиция, посвященную Азовскому сидению. Учитывая, что экспонатов практически не сохранилось, было принято решение создать некую "историческую инсталляцию", состоящую из копий и реконструкций и построенную вокруг основного мультимедийного объекта — видеостены площадью 9 кв.м со специально подготовленным контентом.
Контент собирался из нескольких источников:
После создания и согласования предварительного сценария были проведены натурные съемки в Турции. Они включали консультации с местными историками по сельджукскому и османскому периоду крепостного строительства, особенностям кладки и конфигурации укреплений. Видеосъемка турецкой крепости проводилась с учетом конфигурации азовской крепости VII века и предварительного сценария. На основе отснятого видео материала была проведена промежуточная корректировка сценария.
В станице Раздорской на берегу Дона были отсняты постановочные планы саблевого боя с участием членов Донского военно-исторического клуба. Материал был обработан и вставлен в уже отснятые кадры турецкой крепости. Батальные сцены также снимались во время проведения ежегодного фестиваля, посвященного осадному сидению, проводимого на валах азовской крепости. В Воскресенском Войсковом храме по благословению настоятеля монастыря о. Макария проводилась видеосъемка и запись пения монахов Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. в Монастырском урочище возле станицы Старочеркасской проводились съемки природных мотивов.
Параллельно с натурными съемками создавалась 3D модель азовской крепости. 3D анимация микшировалась с натурными съемками в результате чего получалось комбинированное видео виртуальной крепости. В анимационный ряд вошла визуализация " полетов " над крепостью, анимация сюжетов, съемку которых было сложно организовать " в реале", например бомбардировки крепости, а также подбор и обработка статичного фото материала.
После окончательной корректировки сценария были уточнены и согласованы дикторские тексты, которые были озвучены артистами Ростовского драмтеатра. Заключительным этапом работы над контентом была сборка различных разностилевых фрагментов в одно целое.
Для увеличении интерактивности экспозиции, посетителям предоставлена возможность самим дистанционно управлять видеоконтентом, демонстрируемым на больших видеоэкранах. И параллельно этому, можно изучать интерактивную карту крепости на сенсорном экране.
В экспозиции установлены 7 реконструкций костюмов и амуниции, 5 реконструкций крепостных орудий, 2 предметных интерьера, замаскированы (с сохранением их функциональности) оконные проемы. Большая площадь стеклянных поверхностей и отражений увеличивает площадь небольшого зала, создает иллюзию сложного пространства.
Настоящие казачьи трофеи хранятся в Старочеркасском музее, а в зале Азовского музея экспонируются лишь копии. Трехметровую копию громадной чугунной стрелки весов подвесили под потолком на толстых стальных тросах, хотя сама весит не более двадцати килограммов. Копии чугунных орудий заметно потяжелее: для убедительности и основательности внутрь легких пластиковых форм мы залили бетон:
|
В результате, несмотря на практически полное отсутствие реальных экспонатов, тема героических событий российской истории конца 17 века раскрыта ярко и вызывает неподдельный восторг многочисленных зрителей. На премьере присутствовали члены исторического клуба "ДВИК", лично участвовавшие в съемках и впервые увидевшие себя вдруг на стенах турецкой крепости. Они были ошеломлены увиденным: "Как будто реально на войне побывали!" И роняли вместе со всеми нами скупые мужские слезы.
Возможно, что фильм во многом решен как дизайнерский видео-продукт. Ну так и мы - не Михалковы... А экспозиция - скорее некий театр, шоу, инсталляция, нежели привычное академическое представление предмета. Да, инструменты дизайнера в этих подходах разные, но цель — одна.
И похоже, она достигнута, экспозиция удалась.