"Пороховой погреб"
-
- Поднимаясь в центр города Азова от речного вокзала, можно свернуть вправо на незаметную крутую улочку Лермонтова и оказаться перед интересным объектом азовской крепости. Это территория с пороховым погребом, памятником военно-инженерного искусства VII века, единственным сохранившимся в стране подобным сооружением. В послевоенное время в погребе был склад. А в 70-х годах 20 века была создана небольшая музейная экспозиция о Петровском времени, с живописной диорамой, планшетами на стенах и перегородками из фанеры. Днем погреб функционировал как музейный объект, а по вечерам беззащитный дворик превращался в зону отдыха местных жителей, которые здесь частенько распивали алкогольные напитки, под настроение дебоширили и занимались актами вандализма.
-
- После постройки высокой ограды и административного здания с круглосуточной охраной пришло время отреставрировать и сам памятник, и подумать о новой экспозиции. После освобождения от многих слоев штукатурки старые стены из ракушечника и красного кирпича засверкали, как будто обрели вторую жизнь. Концепция новой экспозиции построилась на идее максимально показать стены сооружения и выявить его функциональное назначение. В результате глухие фанерные перегородки разобрали, а вся текстовая и графическая информация была размещена на прозрачных стеклянных планшетах, что позволило показать поверхность внутренних стен сооружения. Были оставлены специальные метки, обозначения на чертежах, чтобы подчеркнуть "инженерность" представленной информации.
-
-
Посередине освобожденного пространства погреба установили многоярусный помост с пороховыми бочками и фигурами солдат гарнизонной команды. Новая конструкция не мешала просмотру большого зала и одновременно направляла движение экскурсионной группы "по часовой стрелке" вдоль периметра помещения.
-
В экспозиции было предусмотрено проведение экскурсий по строго заданному сценарному плану: на входе посетителям выдавали персональные фонари "Для хождения по пороховым погребам". По сути дела, светодиодные реплики фонарей VII века. В полумраке группа входила в помещение, а потом по ходу маршрута экскурсоводом постепенно подключалось освещение новых зон экспозиции.
-
- Все усугублялось жутковатым гулким звуком шагов солдата на экране большого ж/к монитора:
-
-
-
Шоу завершалось уже при полном свете и "Торжественном выключении" персональных фонарей.
-
-
С течением времени про шоу забыли: смотрители разленились, аккумуляторы разрядились, и необычное действо превратилось в обычную экспозицию без признаков какой-либо театральности. Былые планы добавить в эту экспозицию датчики движения, умный управляемый свет, направленный звук и большую мультимедийную карту-макет крепости в ее историческом развитии, также не были реализованы.
-
В настоящее время экспозиция подверглась кардинальным стилевым, а главное, концептуальным изменениям.
-
Увы.