Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Печатная графика - это способ тиражирования изображений, созданных художником с помощью специально изготовленной для этого формы. Результат тиражирования, напечатанное изображение на бумаге — называется эстампом. Тираж оригинальных художественных произведений небольшой и часто производится самим автором.

рабочий стол гравера

Вначале изготавливается печатная авторская форма, которая является уникальной. Способы изготовления формы, которые достаточно разнообразны, называются графической техникой. К распространенным техникам эстампа относятся: литография (плоская печать перетискиванием с каменной плиты), линогравюра и гравюра на дереве (высокая печать), офорт (глубокая печать, множество подвидов гравюры на металле).
После изготовления формы, на нее наносится краска (втирается в углубления или накатывается валиком) и под давлением переносится на бумагу. 

офорт  штихель для линогравюры

В своей жизни я испробовал различные технологии эстампа, но в основном работал в техниках офорта и линогравюры.

Офорт — достаточно изощренная технология подготовки металлической печатной формы: Полированную пластину покрывают тончайшим защитным слоем лака, по которому гравируется рисунок, открывая поверхность металла для воздействия кислотой. Вытравленные места наполняют краской, тщательно стирая ее с поверхности формы и на специальном станке печатают оттиск на увлажненном листе бумаги. Такая технология называется "глубокой печатью"
Применяют и более изощренные процессы изготовления формы, включая напыление канифолью, нанесение рисунка составом лака и сахара, с последующим "взрыванием" красочного слоя и обнажением металла. Просто прямое нервное рисование кислотой прямо на форме, применение в составах песка для перетискивание текстуры на лак. И множество других тайных процессов. О которых не распространяются непосвященным...

Линогравюра — это технология "высокой печати". Изготовление формы для гравюры на линолеуме кардинально отличается от офорта тем, что краска не втирается в штрихи, а накатывается валиком на поверхность печатной формы, оставляя нетронутыми области, которые художник вырезал (выгравировал) резцом.
Большинство моих работ выполнено именно в технологии гравюры на линолеуме.
Технология гравюры на линолеуме значительно проще по технологии, не нуждается в специальном оборудовании, но не прощает ошибок в работе, требует отточенных и уверенных движений руки, что тоже не за месяц осваивается.

Цифровые технологии вторгаются в нашу жизнь, принося скорость и удобство. Однако мои неоднократные попытки использовать современное цифровое оборудование для изготовления форм, пока закончились неудачей. Сейчас при работе над композицией я хотя и использую профессиональный 19" графический планшет, но изготавливать формы для гравюр все равно предпочитаю по-старинке — гравировать руками.  

графический планшет  накатывание краски на форму для высокой печати

Возникает резонный вопрос: для чего? Для чего такая древняя технология, и можно ли сегодня обойтись более рациональными средствами?

Можно создать изображение на бумаге с помощью любого черного маркера, и распечатать "авторский" тираж на принтере высокого разрешения. Можно на планшете стилизовать цифровое изображение "под гравюру", в точности повторив процесс появления изображения: вырезая электронным пером из черного в белое, как в свое время пробовал делать я (придирчиво подбирая подходящий для этого софт). А потом в отфрезеровать форму на трехкоординатном станке "Multicam" с ЧПУ, причем имеющимся у меня в наличии (также как и интерьерный широкоформатник)...

Не появится главного — рождение произведения во времени. Гравюра несет в себе воспоминание о своём медленном и сосредоточенном создании, о борьбе с материалом. Напряжение резца в руке гравера оставляет след в энергетике изображения.
А посредством печати под большим давлением оттиск приобретает новые свойства: изображение становится рельефным, появляется своеобразное тиснение рисунка. Иногда отчетливо видное, иногда, что порой даже более ценно, в виде смутного ощущения. А при использовании качественной эстампной бумаги, которая дополнительно придает тактильный аромат произведению своими вибрирующими ворсинками...
Гравюры хорошо неторопливо смотреть, держа листы в руках. Или — в паспарту и качественных рамах. Как нельзя судить о качестве 3D фильма по его ущербной проекции на экране ноутбука или смартфона, так и гравюры следует смотреть как положено.

Хотя остается еще один страшный глобальный вопрос - а вообще зачем создавать эстампы, и кому-либо на них смотреть? 
На такой вопрос уверенного ответа у меня пока нет.