Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Авторская печатная графика - это тиражные изображения, отпечатанные художником с помощью собственноручно изготовленной формы.
Напечатанное изображение на бумаге называется эстампом. Тираж таких изображений обычно небольшой и часто производится самим автором.

рабочий стол гравера

Последовательность такова:
Вначале изготавливается печатная авторская форма, способ ее изготовления называется графической техникой. К распространенным техникам эстампа относятся: литография (плоская печать), линогравюра и гравюра на дереве (высокая печать), офорт (глубокая печать).
После изготовления формы, на нее наносится краска (втирается в углубления или накатывается валиком) и под давлением переносится на бумагу.
Полученный оттиск на бумаге подписывается автором и является полноценным художественным произведением.  

офорт  штихель для линогравюры

В своей жизни я пробовал различные технологии эстампа, но в основном работал в техниках офорта и линогравюры.

Офорт — способ глубокой печати с достаточно сложной  технологией подготовки металлической печатной формы: 
Зеркально отполированную пластину покрывают тончайшим защитным слоем лака, по которому иглой гравируется рисунок, открывая поверхность металла для воздействия кислотой. Смыв лак, углубления наполняют краской, тщательно стирая ее излишки с гладкой поверхности, и на специальном станке под давлением печатают оттиск на увлажненном листе бумаги. 
Применяют и более изощренные процессы изготовления формы, включая напыление канифолью, нанесение рисунка составом лака и сахара, с последующим "взрыванием" красочного слоя и обнажением металла. И множество других тайных процессов, о которых не распространяются непосвященным... 
Такая технология называется "глубокой печатью", так как краска на бумагу переносится из щелей и углублений печатной формы.
Офортом занимался Рембрант, Гойя и многие мастера графики с мировым именем.

Линогравюра — это технология "высокой печати". Изготовление формы для гравюры на линолеуме кардинально отличается от офорта тем, что краска не втирается в штрихи, а накатывается валиком на поверхность печатной формы, оставляя нетронутыми области, которые художник вырезал (выгравировал) резцом.
Технология гравюры на линолеуме значительно проще по технологии, не нуждается в специальном оборудовании, но также не прощает ошибок в работе, требует отточенных и уверенных движений руки, что тоже не за месяц осваивается.
Большинство представленных моих работ выполнено именно в технике гравюры на линолеуме.

графический планшет  накатывание краски на форму для высокой печати

Сегодня цифра повсеместно вторгается в нашу жизнь, принося скорость и удобство. Однако мои неоднократные попытки использовать современную технику для изготовления форм пока закончились неудачей. При работе над композицией я хотя и использую графический планшет, и затем печатаю предварительные эскизы на широкоформатном цифровом принтере, но изготавливать формы для гравюр все равно предпочитаю по-старинке — гравировать руками. 

Возникает резонный вопрос: для чего? Для чего сегодня нужна такая древняя технология, и можно ли обойтись более рациональными средствами?

Можно нарисовать изображение в графическом редакторе, и напечатать тираж на принтере. Причем стилизовать цифровое изображение "под гравюру", в точности повторив классический процесс появления изображения: вырезая электронным пером из черного в белое. Можно потом изготовить форму на лазере, на станке с ЧПУ или на режущем плоттере-каттере. Или заказать форму для флексопечати. И напечатать тираж как положено, на нужной бумаге и типографской краской.
Но не появится важного: гравюра несет в себе воспоминание о своём медленном и сосредоточенном создании, о борьбе художника с неподатливым материалом. Напряжение резца в руке гравера оставляет след в энергетике изображения.

Отдельно об особенностях печатного оттиска: в отличии от качественного лазерного принта, оттиск краской на бумаге под большим давлением приобретает новые свойства: изображение становится рельефным, появляется своеобразное тиснение рисунка. Иногда отчетливо видное, иногда, что порой даже более ценно, в виде смутного ощущения. А при использовании качественной эстампной бумаги, которая дополнительно придает тактильный аромат произведению своими вибрирующими ворсинками...
Гравюры хорошо неторопливо смотреть, держа листы в руках. Или на стене — в паспарту и качественных рамах.
Как нельзя судить о качестве 3D фильма по его ущербной проекции на экране ноутбука или смартфона, так и гравюры следует смотреть как положено.

Хотя остается один важный вопрос - а вообще зачем создавать эстампы, и для чего надо кому-либо на них смотреть?
В последние годы на этот вопрос ответа у меня долго не было. Однако после продолжительного 20-летнего перерыва я почему-то вернулся в русло рукотворного рисования и ремесла. Как говорится, пути Господни неисповедимы.