"Золотая комната"
Есть такая местная азовская легенда, передающаяся из поколения в поколение: Перед сдачей Азова турки собрали все золото какое было, расплавили его, отлили фигуру золотого коня в натуральный размер и спрятали они этого самого коня в тайных ходах крепостных валов. Почти каждый азовский пацан в детстве искал турецкого коня, и каждый коренной житель Азова знает об этом. 
Поэтому, когда в 2003 году мне предложили создать экспозицию редкого "золотого" фонда азовского музея, образ легендарной лошади встал передо мной во всем своем великолепии. Тем более, что среди экспонатов было много предметов, относящихся к конской сбруе, как и главный уникальный экспонат - конская попона из 15000 нашивных золотых бляшек.

Вся экспозиция размещена в двух залах.
 
Первый зал - камерный, с небольшим количеством драгоценных предметов, посвящен в основном скифскому периоду истории Приазовья. Этот зал, который мы назвали "Скифский Мир" было решено сделать сумрачным, таинственным, сдержанным по оформлению. Зал разделяют две полуарки, технически очень необходимые для маскировки несущей балки, и символизирующие встречу Европы и Азии, или как вариант - просто археологический курган.
Верхний экспозиционный пояс заняли панно на темы скифского быта, выполненные серебристым цветами различных оттенков. Серебро по-разному отсвечивает в полумраке, поэтому изображения то появляются, то исчезают. Это реально получилось, как задумывалось! 

  Арка Скифского зала  Скифское изваяние
  Сосуды "катакомбного" периода  Уникальные костяные и бронзовые вещи
  витрины необычной формы  "катакомбная" керамика


В центре зала прямо под полуарками установлено тяжелое скифское изваяние, в витрине - реконструкция одежды скифской женщины на самодельном манекене, сопроводительные тексты, таблички, охранная и пожарная сигнализация, организация вентиляции помещения.

зал "Скифский Мир"

Выход из зала - незаметный, тщательно замаскированный встроенными витринами. Его нежелательно увидеть сразу. Посетители, купившие билет и ожидавшие увидеть "ЗОЛОТУЮ КОМНАТУ" должны чувствовать некоторое разочарование от увиденного. Это - подготовка к культурному шоку, запланированного для них во втором зале:

"Сарматский зал". 

Золотая комната Азовского музея заповедника

Второй зал очень большой. И экспонатов невероятно много, по стенкам не разместить. Было принято решение устроить в центре "ТАЙНИК". И в нем разместить наиболее ценные и эффектные экспонаты. А по стенам зала - донские степи, ковыль, разнотравье. И - кони. Коней я снимал в разных местах. Элитные жеребцы конзавода Буденного не подошли в силу своей "элитности". Великолепных полудиких кобыл я нашел в степях между станицами Обливской и Боковской, почти 400 км. от Ростова. Хозяин выращивает их на мясо, но с удовольствием разрешил попользоваться и еще угостил арбузами. В тех же краях проводились также съемки степи, которая наполняет своими ароматами все задники витрин второго зала. 
На задниках размещены фотографии раскопов с лежащими в ритуальных позах скелетами, чертежи разрезов курганов и всякая подобная необходимая но разностилевая информация. Степь объединила все. "Жмуры", чертежи и длинные тексты - все растворились в Обливском разнотравье.

золотая накладка в траве  Обливское разнотравье и сарматская керамика  золотые пластины сарматского пояса
задник витрины с объемным текстом  М. Филимонова, историк-куратор экспозиции  витрина, сквозь которую виден тайник

Тема лошади в виде панорам с изображением лошадей в степи незаметно развивается по стенам второго зала достигая своего апогея в центральной части - "Тайнике".

"Тайник".
В тайнике мы попадаем в мир мертвых. Здесь находится комплекс золотых вещей из раскопок конца 70-х, где все посвящено лошади. Разумеется убитой и похороненной вместе со своим хозяином. Соответственно все оформление контрастно меняется: преобладают ядовито сине-черные тона, а над витриной с уникальной попоной установлен некий зеркальный арт-объект, при наблюдении которого у посетителя кружится голова и душа отделяется от бренного тела. Собственно, интерьер тайника посетитель видит и раньше через двусторонние прозрачные витрины, и в этом заключается интрига. В тайнике наступает катарсис! Но и на самом деле, конфигурация витрин спроектирована таким образом, что зритель воле-неволей движется по пути, запрограммированным автором дизайна экспозиции.
Тайник золотой комнаты Азовского музея

Большая горизонтальная витрина, где размещена золотая попона - достаточно сложное инженерное решение. Витрина должна быть надежно защищена, массивна (никакой вибрации), и самое главное - легкодоступна для пересчета и ухода за 15000 бляшками. В результате появилось бронебойное стекло невероятной толщины и массы и выдвижной стол на колесиках.

витрина для золотой попоны  обслуживание витрины  отражение в зеркальном объекте

В экспозиции был установлен мультимедийный комплекс, включавший в себя большую плазменную панель с интерактивной насадкой. Сенсорных LED мониторов тогда еще не было в помине, и это оборудование произвело настоящий фурор не только среди азовчан, но и среди искушенных гостей нашего города. В настоящий момент в качестве контента используется флеш-презентация, подробнейшим образом рассказывающая об уникальной попоне. Презентация была создана в 2010 году для участия на фестивале "Интермузей". К сожалению, наград никаких не получила, но была сделана с любовью и сейчас приносит свою маленькую пользу.

Оба зала круглосуточно охраняются нарядом сотрудников внутренних органов полиции РФ. Витрины, использованные при построении экспозиции - так сказать "бюджетный" вариант, изготовлены на Белокалитвинском заводе Ростовской области, как впрочем и для многих наших экспозиций. Несмотря на прошедшее десятилетие, зал нормально функционирует, у него ничего не отвалилось и не облезло. Только дурацкие коврики постелили, чтобы паркет не царапали. Паркет цел, а вид скажем так, подпортили.