К концу VII века Азов стал узловой точкой, где пересеклись интересы Российской и Османской империй. Мощная турецкая крепость мешала донским казакам, осваивавшим низовья Дона и закрывала им выход в Азовское и Черное море. Чтобы грабить греческие поселения северного причерноморья казаки были вынуждены обходить Азов стороной, а турки старались не замечать казачьи набеги, опасаясь вступать в прямой конфликт с Московским царством. Неустойчивое равновесие существовало до 1638 года, когда воспользовавшись временной слабостью турецкого гарнизона, Азов был взят отрядами казачьего атамана Михаила Ивановича Татаринова.
Летом 1641 года завершив войну с Персией, к стенам Азова турецкий султан привел огромную армию в 140-200 тысяч против осажденных казаков в количестве 5 тысяч человек. Началась героическое осадное сидение. После 93 дней жесточайшей осады турки отступили, а казаки были вынуждены оставить разрушенный город и вернуться в Черкасский городок. В качестве символических трофеев казаки привезли из Азова городские ворота и коромысло городских весов, а казачье донское войско отныне стало именоваться "Всевеликим".
Эти героические события вошли в историю России как "Азовское осадное сидение донских казаков". В 2013 году была создана постоянная экспозиция, посвященную Азовскому сидению. Учитывая, что экспонатов практически не сохранилось, было принято решение создать некую "историческую инсталляцию", состоящую из копий и реконструкций и построенную вокруг основного мультимедийного объекта — видеостены площадью 9 кв.м со специально подготовленным контентом.
Контент собирался из нескольких источников:
После создания и согласования предварительного сценария были проведены натурные съемки в Турции. Они включали консультации с местными историками по сельджукскому и османскому периоду крепостного строительства, особенностям кладки и конфигурации укреплений. Видеосъемка турецкой крепости проводилась с учетом конфигурации азовской крепости VII века и предварительного сценария.
На основе отснятого видео материала была проведена промежуточная корректировка сценария.
В станице Раздорской на берегу Дона были отсняты постановочные планы саблевого боя с участием членов Донского военно-исторического клуба. Материал был обработан и вставлен в уже отснятые кадры турецкой крепости.
Батальные сцены также снимались во время проведения ежегодного фестиваля, посвященного осадному сидению, проводимого на валах азовской крепости.
В Воскресенском Войсковом храме по благословению настоятеля монастыря о. Макария проводилась видеосъемка и запись пения монахов Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря.
в Монастырском урочище возле станицы Старочеркасской проводились съемки природных мотивов.
Параллельно с натурными съемками создавалась 3D модель азовской крепости. 3D анимация микшировалась с натурными съемками в результате чего получалось комбинированное видео виртуальной крепости. В анимационный ряд вошла визуализация "полетов" над крепостью, анимация сюжетов, съемку которых было сложно организовать "в реале", например бомбардировки крепости, а также подбор и обработка статичного фото материала.
После окончательной корректировки сценария были уточнены и согласованы дикторские тексты, которые были озвучены артистами Ростовского драмтеатра.
Заключительным этапом работы над контентом была сборка различных разностилевых фрагментов в одно целое.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | |
![]() | ![]() |
![]() | |
![]() | ![]() |