К концу VII века Азов стал узловой точкой, где пересеклись интересы Российской и Османской империй. Мощная турецкая крепость мешала донским казакам, осваивавшим низовья Дона и закрывала им выход в Азовское и Черное море. Чтобы грабить греческие поселения северного причерноморья казаки были вынуждены обходить Азов стороной, а турки старались не замечать казачьи набеги, опасаясь вступать в прямой конфликт с Московским царством. Неустойчивое равновесие существовало до 1638 года, когда воспользовавшись временной слабостью турецкого гарнизона, Азов был взят отрядами казачьего атамана Михаила Ивановича Татаринова. 

Летом 1641 года завершив войну с Персией, к стенам Азова турецкий султан привел огромную армию в 140-200 тысяч против осажденных казаков в количестве 5 тысяч человек. Началась героическое осадное сидение. После 93 дней жесточайшей осады турки отступили, а казаки были вынуждены оставить разрушенный город и вернуться в Черкасский городок. В качестве символических трофеев казаки привезли из Азова городские ворота и коромысло городских весов, а казачье донское войско отныне стало именоваться "Всевеликим".

Эти героические события вошли в историю России как "Азовское осадное сидение донских казаков". В 2013 году была создана постоянная экспозиция, посвященную Азовскому сидению. Учитывая, что экспонатов практически не сохранилось, было принято решение создать некую "историческую инсталляцию", состоящую из копий и реконструкций и построенную вокруг основного мультимедийного объекта — видеостены площадью 9 кв.м со специально подготовленным контентом.

Азовское осадное сидение, общий вид экспозиции.

Контент собирался из многих источников:

После создания и согласования предварительного сценария были проведены натурные съемки в Турции. Они включали консультации с местными историками по сельджукскому и османскому периоду крепостного строительства, особенностям кладки и конфигурации укреплений. Видеосъемка турецкой крепости проводилась с учетом конфигурации азовской крепости VII века и предварительного сценария.

На основе отснятого видео материала была проведена промежуточная корректировка сценария.

В станице Раздорской были отсняты постановочные планы с участием членов Донского военно-исторического клуба. Материал был обработан и вставлен в уже отснятые кадры турецкой крепости.

Батальные сцены снимались во время проведения ежегодного фестиваля, посвященного осадному сидению, проводимого на валах азовской крепости.

В Воскресенском Войсковом храме по благословению настоятеля монастыря о. Макария проводилась видеосъемка и запись пения монахов Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря.

в Монастырском урочище проводились съемки природных мотивов.

Параллельно с натурными съемками создавалась 3D модель азовской крепости. 3D анимация смешивалась с натурными съемками в результате чего получалось комбинированное видео виртуальной крепости. В анимационный ряд вошла визуализация "полетов" над крепостью, анимация сюжетов, съемку которых было сложно организовать "в реале", например бомбардировки крепости, а также подбор и обработка статичного фото материала.

После окончательной корректировки сценария были уточнены и согласованы дикторские тексты, которые были озвучены артистами Ростовского драмтеатра.

Заключительным этапом работы над контентом была сборка различных разностилевых фрагментов в одно целое.

Азовское осадное сидение, кадр из видеоконтента. Азовское осадное сидение, кадр из видеоконтента. Азовское осадное сидение, кадр из видеоконтента.

Для увеличении интерактивности экспозиции, посетителям предоставлена возможность самим дистанционно управлять видеоконтентом, демонстрируемым на больших видеоэкранах. И параллельно этому, можно изучать интерактивную карту крепости на сенсорном экране.

Азовское осадное сидение, видеостена в экспозиции. Азовское осадное сидение, сенсорный монитор управлением видеоконтентом.

В экспозиции установлены  7 реконструкций костюмов и амуниции, 5 реконструкций крепостных орудий, 2 предметных интерьера, замаскированы (с сохранением их функциональности) оконные проемы. Большая площадь стеклянных поверхностей и отражений увеличивает площадь небольшого зала, создает иллюзию сложного пространства. 

Азовское осадное сидение, декорирование окон. Азовское осадное сидение, отражение в стеклах витрин. Азовское осадное сидение, открытие экспозиции, беседа с отцами города. Историк экспозиции, ст.н.с. Азовского музея Виктория Бурлака Азовское осадное сидение, реконструкция костюма итальянского дожа. Азовское осадное сидение, витрина с реконструкциями костюмов азовских казаков 17в. Азовское осадное сидение, реконструкция костюма зажиточного турка. Азовское осадное сидение, турецкое оружие и доспехи.

Настоящие казачьи трофеи хранятся в Старочеркасском музее, а в зале Азовского музея экспонируются лишь копии. Трехметровая копия громадной чугунной стрелки весов подвешена под потолком на толстых стальных тросах, хотя сама весит не более двадцати килограммов. Копии чугунных орудий заметно потяжелее: для убедительности и основательности внутри легких форм залит бетон:

Азовское осадное сидение, копия чугунного коромысла городских весов.   Азовское осадное сидение, реконструкция мортиры 17в. Азовское осадное сидение, поминальная запись. Азовское осадное сидение, реконструкция костюма янычара.

Кроме видеостены - основного мультимедийного объекта, в зале также можно полистать и почитать иллюстрированную электронную книгу турецкого путешественника Эвлия Челеби. Внизу, в витрине вдобавок представлен ее бумажный вариант: 

Азовское осадное сидение, электронная книга Эвлия Челеби. Азовское осадное сидение, витрина с книгой Эвлия Челеби.
В результате:  Несмотря на практически полное отсутствие реальных экспонатов, тема героических событий российской истории конца 17 века раскрыта ярко и вызывает неподдельный восторг многочисленных зрителей. На премьере присутствовали члены исторического клуба "ДВИК", лично участвовавшие в съемках и впервые увидевшие себя вдруг на стенах турецкой крепости. Они были ошеломлены увиденным: "Как будто реально на войне побывали!" И роняли вместе со всеми нами скупые мужские слезы.

Азовское осадное сидение, видеоконтент. Это потрясающее зрелище Азовское осадное сидение, премьера. Азовское осадное сидение, премьера. Азовское осадное сидение, демонстрация видеоконтента
Возможно, что фильм во многом решен как дизайнерский видео-продукт. Ну так и мы - не Михалковы... А экспозиция - скорее некий театр, шоу, инсталляция, нежели привычное академическое представление предмета. Да, инструменты дизайнера в этих подходах разные, но цель — одна. И похоже, она достигнута, экспозиция удалась.