menu

Музей Градостроения и быта

Южный провинциальный город Таганрог не всегда был таким тихим и скромным как сейчас. Город-крепость в голой степи на крутом берегу мыса Таганий рог, самая совершенная гавань Европы начала XVIII века, "Мимолетная столица", город ампира, город дворцов, город эклектики и модерна, авангарда и неоклассики. Сегодня на территории города находятся 234 памятника истории, архитектуры и монументального искусства, в том числе 10 объектов культурного наследия федерального значения. В одном из таких объектов «Дом Шаронова» с 1981 года размещается музей «Градостроительство и быт Таганрога». Существующая экспозиция была признана устаревшей, и было принято решение сделать новый проект, охватывающий весь период существования города и дающий цельное представление о меняющемся во времени архитектурно-градостроительном облике Таганрога. Архитектурно-художественный проект музея был выполнен в конце 2017 года и затем реализован в материале в 2018-2019 годах.

Вначале - визуализации из проекта экспозиции музея:

Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№1Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№2
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№2Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№2
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№3Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№3
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№3Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№4
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№5Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№5
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№6 Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№6
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№8 Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№9
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№9 Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№10
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№10 Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№10
Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№11 Музей Градостроения и быта Таганрога. зал№11

И реализация оформления экспозиции в материале:
Экспозиция размещена на двух этажах особняка "Дом Шаронова" Оформление каждого из 11 залов помимо витрин и других классических способов показа исторического материала включает инсталляции и мультимедийные средства. Крупные экспонаты и тематические группы экспонатов подаются в открытом показе в составе предметных комплексов. Реставрированные экспонаты не входящие в основной фонд музея и реконструкции вставлены в инсталляции и несут дополнительную нагрузку в качестве оформления. Средства мультимедиа в основном интегрированы в инсталляции и кроме основной образовательной и информационной функции создают необходимый эмоциональный фон. Во многих залах предусмотрены оригинальные мультимедийные эффекты, позволяющие "удивить" посетителя. Например дверной звонок с голосом приближающейся хозяйки "...иду-иду, сейчас открою...". Или "живые картины" на стенах  макета Круглого дома. Телевизор 80-х годов с возможностью просмотра репортажа пленума ЦК КПСС.
Кстати, изготовлены и состарены копии практически всех бумажных плоскостных экспонатов, фотографий и книг.
Практическая реализация создания экспозиции музея из 11 залов была осуществлена в сжатые сроки, с октября 2018 до августа 2019 года: 
  

музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога
музей градостроения Таганрогамузей градостроения Таганрога

На создание экспозиции из 11 залов площадью 500 кв.м. ушло порядка 10 месяцев и это наша первая длительная работа в такие невероятно сжатые сроки. Несмотря на мой более чем 20-летний опыт подобных проектов, я впервые столкнулся с необходимостью работать с объемной темой "на одном дыхании", не повторяться в локальных решениях и при этом, жертвуя второстепенным, пытаться удержать главный смысл. Похожее было во время проектирования "Самбекских высот", но практическое выполнение в материале - совершенно другое. Конкретнее и поэтому значительно сложнее.
Великолепный опыт.  


  © Юрий Бессмертный, 2014 г.
BACK