"Золотая комната"
Есть такая местная азовская легенда, передающаяся из поколения в поколение: Перед сдачей крепости Азов турки собрали все золото, имеющееся в наличии, расплавили его и отлили фигуру золотого коня в натуральный размер. И спрятали они этого самого коня в тайных ходах крепостных валов. Почти каждый азовский пацан в детстве искал турецкого коня, и каждый коренной житель Азова знает об этом.
Поэтому, когда в 2003 году поступило предложение создать экспозицию редкого "золотого" фонда азовского музея, образ легендарной лошади встал передо мной во всем своем великолепии. Тем более, что среди экспонатов было много предметов, относящихся к конской сбруе, как и главный уникальный экспонат - конская попона из 15000 нашивных золотых бляшек.
Вся экспозиция размещена в двух залах.
Первый зал - камерный, с очень небольшим количеством драгоценных предметов, посвящен в основном скифскому периоду истории Приазовья. Этот зал, который мы назвали "Скифский Мир" было решено сделать сумрачным, таинственным, сдержанным по оформлению. Зал разделяют две полуарки, символизирующие встречу Европы и Азии, или как вариант - просто археологический курган. Верхний экспозиционный пояс заняли панно на темы скифского быта, выполненные серебристыми цветами различных оттенков. Серебро по-разному отсвечивает в полумраке, поэтому изображения то появляются, то исчезают.
Выход из зала - незаметный, тщательно замаскированный встроенными витринами. Его нежелательно увидеть сразу. Посетители, ожидавшие увидеть "ЗОЛОТУЮ КОМНАТУ" должны чувствовать даже некоторое разочарование от увиденного. Это - подготовка к культурному шоку, запланированного для них во втором зале:
"Сарматский зал".
Второй зал очень большой. И экспонатов невероятно много! Было принято решение устроить в центре "ТАЙНИК" и в нем разместить наиболее ценные и эффектные экспонаты. А по стенам зала - донские степи, ковыль, разнотравье. И - кони.
Коней я снимал в разных местах. Элитные жеребцы конзавода Буденного не подошли в силу своей "элитности". Великолепных полудиких кобыл я нашел в степях между станицами Обливской и Боковской, в почти 400 км. от Ростова. Хозяин выращивает их на мясо, но с удовольствием разрешил попользоваться и еще угостил арбузами. И в тех же краях проводились съемки степи, которая наполняет своими ароматами все уголки второго зала.
Коней я снимал в разных местах. Элитные жеребцы конзавода Буденного не подошли в силу своей "элитности". Великолепных полудиких кобыл я нашел в степях между станицами Обливской и Боковской, в почти 400 км. от Ростова. Хозяин выращивает их на мясо, но с удовольствием разрешил попользоваться и еще угостил арбузами. И в тех же краях проводились съемки степи, которая наполняет своими ароматами все уголки второго зала.
На задниках также размещены фотографии раскопов с лежащими в ритуальных позах скелетами, чертежи разрезов курганов и прочая необходимая информация. Степь объединила все. Уникальные находки из золота, чертежи и длинные тексты - все растворились в Обливском разнотравье.
|
|
|
|
Тема лошади в виде панорам с изображением лошадей в степи незаметно развивается по стенам второго зала достигая своего апогея в центральной части - "Тайнике".
В тайнике мы попадаем в мир мертвых. Здесь находится комплекс золотых вещей из раскопок конца 70-х, где все посвящено лошади, похороненной вместе со своим хозяином. Соответственно все оформление контрастно меняется: преобладают ядовито сине-черные тона, а над витриной с уникальной попоной установлен некий зеркальный арт-объект, при наблюдении которого у посетителя кружится голова и душа отделяется от бренного тела. Собственно, интерьер тайника посетитель видит и раньше через двусторонние прозрачные витрины, и в этом заключается интрига. Конфигурация витрин спроектирована таким образом, что зритель волей-неволей движется по пути, запрограммированным сценарием и дизайном экспозиции.
Разработка большой горизонтальной витрины, где размещена золотая конская попона - достаточно непростая задача. Витрина должна быть надежно защищена от вандализма, массивна (никакой вибрации), и самое главное - легкодоступна для ухода за пятнадцатью тысячами золотых экспонатов и периодического пересчета их пробирной палатой.
В результате выработали неожиданное решение: массивный защитный стол с закаленным трехслойным стеклом и выдвижной стол на колесах.
В результате выработали неожиданное решение: массивный защитный стол с закаленным трехслойным стеклом и выдвижной стол на колесах.
В экспозиции был установлен мультимедийный комплекс, включавший в себя плазменную панель с интерактивной насадкой. Сенсорных мониторов и проекторов тогда еще не было в помине, и это оборудование произвело настоящий фурор не только среди местных азовчан, но и среди искушенных гостей города. В настоящий момент в качестве контента используется флеш-презентация, подробнейшим образом рассказывающая об уникальной попоне. Презентация была создана в 2010 году для участия на фестивале "Интермузей".
Оба зала круглосуточно охраняются нарядом сотрудников полиции РФ.